КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ ТЕРАПИИ

Лечебный метод иглоукалывания и прижигания (чжэнь — иглоукалывание, цзю — прижигание) является величай­шим достижением китайского народа и берет свое начало со времен перво­бытнообщинного строя. В древней лите­ратуре имеется много легенд о воз­никновении иглоукалывания и прижи­гания, таких как изобретение каменных игл «БЯНЬ» ФУ Си, изобретение иглоукалывания и прижигания легендарным императором Хуан Ди и др.

Познание далекого прошлого часто дается нам через изу­чение древних рукописей, легенд, археологических раскопок. Так, в «Комментариях к летописям Весны и Осени», дати­рованных 550 г. до н.э., говорится: «Приятно слышать, что болезни отступают, но неприятно слышать, что действуют при этом камнями». Это указывает на применение древними людьми каменных инструментов и игл для лечения заболе­ваний. При археологических раскопках поселений тех времен находили камни, которые могли быть использованы для лечебных целей. В то же время стали формулироваться и основные философские концепции традиционной китайской медицины, такие как учение о ИНЬ и ЯН, о Пяти Элементах, об органах и каналах тела, развивалось представление об адаптации человека к окружающей среде и о материальной причинности заболеваний.

Первой систематизированной книгой по традиционной китайской медицине является трактат «Хуан Ди Нэй Цзин Су Вэнь Лин Шу» (Трактат о внутреннем императоре Хуан Ди), написанный в начале 3 века до н.э. Он состоит из 18 томов и двух частей: «Су Вэнь» (Вопросы о сущем) и «Лин Шу» (Эффективная, чудесная точка). В трактате на основе более чем 2000-летнего опыта обобщаются и систе­матизируются представления древних врачей о теории ИНЬ- ЯН, У-СИН, органов ЦЗАН-ФУ, каналов и коллатералей, учение о ЧИ и крови, об этиологии и патогенезе заболе­вания в свете философских концепций традиционной китай­ской медицины. В то же время по мере развития произ­водства металлов и практики иглоукалывания вводятся метал­лические иглы, о чем свидетельствует указ императора Хуан Ди: «Мне прискорбно, что мой народ, отягощенный бременем болезней, не рассчитывается с податями и оброками. Моя воля — не назначать ему больше лекарств, лишь отравляющих его, но также и не пользоваться древними каменными острия­ми. Мне угодно, чтобы применялись только таинственные иглы из металла, которыми направляется энергия».

В периоды династий Восточная Хань (25—220 гг. н. э.) и Троецарствия (220—265 гг.) происходит дальнейшее накопле­ние и обобщение опыта традиционной китайской медицины. Работавший в то время знаменитый врач Хуа То является «отцом» немедикаментозной анестезии, при иглоукалывании он использовал одну-две точки и большое внимание уделял появлению у больного специфических ощущений «прихода ЧИ». Известный врач Хуан Фу Ми написал в 256—260 гг. трактат «Цзя И Цзин», обобщающий материалы древних книг. В этом трактате впервые были описаны и системати­зированы все точки иглотерапии, каналы и коллатерали, а также освещены вопросы дифференциальной диагностики и терапии.

Во времена династий Суй (581—618 гг.) и Тан (618— 907 гг.) был достигнут значительный прогресс в науке и технике чжэнь-цзю терапии. Из многочисленных литера­турных памятников того времени следует упомянуть работу Сунь Сы Мяо «Цзянь Цзин Фан» (Тысяча золотых рецептов), он же написал «Схемы с трех сторон», которые являлись первыми цветными иллюстрациями каналов и точек и описывали около 650 точек (утеряны).

Во времена династии Тан за медицинское образование отвечала Императорская Медицинская Комиссия, которая делилась на 4 отделения медицины и одно фармакологическое отделение. Одним из отделений медицины было отделение чжэнь-цзю терапии, в которое входили 1 профессор, 1 доцент, 10 инструкторов, 20 техников и 20 учеников.

В период династии Сун (960—1279 гг.) происходило интенсивное накопление медицинской литературы и система­тизация знаний. При поддержке правительства Ван Вэй И в 1026 г. написал книгу «Тун Жэнь Шу Сюе Чжэнь Цзю Ту» (Иллюстрированное руководство по точкам иглотерапии и прижигания на новой бронзовой фигуре человека) и изго­товил 2 бронзовые фигуры, на которые нанес все известные точки. В настоящее время одна из фигур Ван Вэй И утеряна, а другая находится в Японии. Позднее — в династию Юань (1280—1568 гг.) врач Ху Тэ Пин к двенадцати каналам тела Ван Вэй И прибавил точки еще двух каналов — переднесрединного и заднесрединного, и таким образом сфор­мировалась система 14 каналов тела, дошедшая до наших дней. В те времена активно проводились вскрытия (Ян Цзе и Чжан Цзи) и описания точек стали пополняться анатоми­ческими сведениями. Хэ Жоу и Доу Хань Чинь предполо­жили, что акупунктурные точки должны выбираться согласно «Цзи У Лео Чжу» — китайским двухчасовым интервалам времени суток по «земным ветвям».

В эпоху династии Мин начался «золотой век» чжэнь- цзю терапии (1368 —1644 гг.). В то время работало много известных врачей, таких как, например, Ян Цзи Чжоу, напи­савший в 1601 г. знаменитый трактат «Чжэнь Цзю Да Чэн» (Полное руководство по иглоукалыванию и прижи­ганию). Уже в принципе сформировалась философская база традиционной китайской медицины, развилась целая сеть направлений и методик, стали применяться прижигание мокса-сигаретами и образовалась новая категория внеканальных точек.

С начала царствования династии Цин до Опиумных войн (1644—1840 гг.) врачи стали предпочитать акупунктуре фитотерапию, поэтому чжэнь-цзю терапия постепенно стала сдавать свои позиции. А в 1822 г. чиновники династии Цин исключили отделение чжэнь-цзю терапии из состава Импера­торского Медицинского университета, поскольку «иглоукалы­вание и прижигание не угодно императору».

Революция 1911 г. привела к свержению династии Цин, однако широкие массы народа находились в глубокой нище­те, в плохом состоянии находилась вся страна и чжэнь-цзю терапия. Санкционированное правительством проникновение Западной медицины в Китай имело и идеологические послед­ствия, проповедуя христианскую мораль. Традиционная китай­ская медицина была объявлена «языческой», ее стали всячески притеснять и в 1914 г. реакционное китайское правительство полностью запретило ее развитие, в результате чего наступил «закат» чжэнь-цзю терапии. Однако, врачи Западной меди­цины не могли пройти мимо огромного наследия традиционной китайской медицины и попытались провести параллели между Западной и Восточной медициной. Так, в 1934 г. рабо­тами Тан Ши «Техника и принципы электроакупунктуры» и «Исследование электроакупунктуры» началось использование электроакупунктуры в Китае.

С победой коммунистической партии Китая началась новая жизнь чжэнь-цзю терапии. В октябре 1944 г. после речи председателя Мао Цзе Дуна на съезде работников культуры многие врачи начали активно изучать чжэнь-цзю терапию, которая тогда нашла особенно широкое применение в армии. В апреле 1945 г. была открыта Клиника акупунктуры в Международном госпитале им. Бетуе — первый случай использования чжэнь-цзю терапии в современной клинике. В 1947 г. правительство освобожденной области Цзинан опубликовало «Руководство по акупунктуре и прижиганию», а в 1948 г. народным правительством Северного Китая курс акупунктуры был введен в программу преподавания в Школах Здоровья.

Со времени образования Китайской народной республики правительство уделяет огромную заботу о развитии и рас­пространении традиционной китайской медицины. В 1950 г. председатель Мао Цзе Дун призвал к объединению усилий врачей Западной и Восточной медицинских школ, и в том же году тов. Чжу Дэ в предисловии к книге «Новая акупунк­тура» писал: «Китайская акупунктура имеет тысячелетнюю историю. Она не только проста и экономична, но и очень эффективна при различных заболеваниях. Поэтому она является наукой. Я надеюсь, что врачи Западной и тради­ционной школ объединят свои усилия на пути дальнейше­го совершенствования и развития ее техники и науки». При всемерной поддержке и под руководством партии и прави­тельства КНР проводятся широкомасштабные исследования с привлечением самых современных методик. В июле 1951 г. указом Министерства Здравоохранения КНР был создан Экспериментальный институт акупунктуры и прижигания, который в 1955 г. был переименован в Академию традицион­ной китайской медицины, которую возглавила Чжу Лянь. Ее книга «Руководство по современной чжэнь-цзю тера­пии» вышла на русском языке в 1959 г. и явилась первой книгой по традиционной китайской медицине в СССР. В 1975 г. по указанию ВОЗ в Пекине, Шанхае и Нанкине на­чали действовать Международные курсы по акупунктуре, что способствовало большему распространению чжэнь- цзю терапии по всему миру. Образованная в 1979 г. Все­китайская Ассоциация акупунктуры и прижигания объеди­нила усилия организаций всех стран мира.

В России первые сведения об иглоукалывании и прижи­гании были опубликованы в «Военно-медицинском журна­ле» в 1828 г. проф. П. Чаруковским. Он сам использовал этот метод для лечения люмбоишалгий и мышечного ревма­тизма и был весьма доволен результатами. В дальнейшем этот метод неоднократно описывали А. А. Татаринов, П. Л. Корниевский, Э. С. Вязьменский и др., однако под­линное начало развития метода чжэнь-цзю терапии в СССР последовало после возвращения группы советских специалистов из КНР в 1956 г. (В. Г. Вогралик, И. И. Русецкий и др.). В 1956 г. при М3 СССР был создан специальный комитет по изучению чжэнь-цзю терапии под руководством И. Г. Кочергина, а после обсуждения проблемы на заседаниях президиумов М3 СССР и РСФСР и на Президиуме АМН СССР в июне 1957 г. были утверждены «Временные методические указания по применению иглоукалывания и прижигания». В декабре 1958 г. на 1 Всероссийском съезде терапевтов В. Г. Вогралик сделал доклад о клинико-физиологическом обосновании метода чжэнь-цзю терапии в клинике внутренних болезней, изданный отдельной брошюрой. Это событие и по­служило толчком к развитию метода чжэнь-цзю в Советском Союзе.

За истекшие более чем 30 лет в Горьком, Москве, Ленин­граде и др. городах проходили научные конференции, изда­вались серьезные научно-исследовательские труды и моно­графии, руководства и сборники, посвященные традиционной китайской медицине. Организационным центром иссле­дований в области акупунктуры явился созданный в 1977 г. Институт рефлекторной терапии (директор — Р. А. Дуринян), неорганизованный в последующем в ЦНИИ рефлексотерапии ИЗ СССР. На курсах усовершенствования врачей в Горьком, Ленинграде, Москве, Казани и др. городах подготовлено большое число специалистов. Советские врачи и исследователи внесли много нового в теорию и практику акупунктуры, проводятся плановые широкомасштабные исследования, внедряются новые методики акупунктурного воздействия и новые методы акупунктурной диагностики, что существенно расширяет сферу применения чжэнь-цзю терапии.

На 6 Всесоюзной конференции рефлексотерапевтов организована Всесоюзная Ассоциация рефлексотерапии и традиционной медицины (г. Ленинград, 1990 г). Первым Президентом Ассоциации стал А. Т. Качан.

Иглоукалывание или препараты для простатита (0)
Результаты иглоукалывания при остеоартрите коленного сустава (0)
Категория: ОСНОВЫ ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ ТЕРАПИИ | Добавил: admin (31.10.2014)
Просмотров: 4110 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]