УЧЕНИЕ О ИНЬ-ЯН

Теория ИНЬ-ЯН является философской концепцией, которая сформировалась при наблюдении и анализе явлений окружающего мира. Она выкристаллизовалась во времена династий ИНЬ и Чжоу (6 век — 221 г. до н. э.) и впервые появилась в книге «И Цзин» (Книга Перемен): «ИНЬ и ЯН отражают все формы и признаки, имеющиеся во Вселенной».

Мысль о том, что все в природе имеет два начала — ЯН и ИНЬ, присуща всей философии даосизма. Теория ИНЬ-ЯН, однако, не отражает какой-либо конкретный феномен, а является лишь теоретическим методом и инстру­ментом его познания. ИНЬ-ЯН — это два явления проти­воположной природы и два противоположных аспекта одного явления. Так древние мыслители Китая смогли понять двойственность явлений окружающего мира.

В трактате «Су Вэнь» сказано: «Вода и огонь являются символами ИНЬ и ЯН». Это означает, что вода и огонь отра­жают два противоположных качества. Так, все основные свойства огня, такие как жар, движение вверх и наружу, яркость, возбудимость и сила — относятся к ЯН; а все основ­ные свойства воды — холод, медлительность, тусклость, движение вниз и вовнутрь — относятся к ИНЬ. Аналогично и все функции, и проявления жизнедеятельности организма могут быть разделены по признаку ЯН-ИНЬ.

Природа феномена ИНЬ-ЯН не абсолютна, а относитель­на: с одной стороны, при определенных состояниях ИНЬ может превращаться в ЯН, и наоборот (внутренняя трансформирующая природа ИНЬ-ЯН), а с другой стороны — любое проявление может безгранично разделяться на ИНЬ и ЯН, что отражает внутреннюю взаимосвязь ИНЬ-ЯН. Следовательно, ИНЬ и ЯН являются в одно и то же время и противоположными, и взаимосвязанными, они оба противостоят друг другу и дополняют друг друга. Теория ИНЬ-ЯН является своеобразной интерпрета­цией материалистического принципа единства и борьбы противоположностей, лежащего в основе всех проявлений окружающего мира.

Взаимоотношения ИНЬ-ЯН были изображены в форме монады (ТАЙ ЦЗИ ТУ), на которой белый цвет отражает ЯН, а черный — ИНЬ, противоположность и взаимосвязан­ность олицетворяются кривой линией, а способность к трансформации друг в друга показана точками — «зародыша­ми» одного начала в другом (рис. 1).

Основные положения теории ИНЬ-ЯН могут быть сведены к следующему:

Противоположность ИНЬ и ЯН. Она проявляется главным образом в способности противостоять и контролиро­вать друг друга. В норме постоянным противоборством ИНЬ — ЯН поддерживается относительный физиологический баланс, и когда он нарушается — возникает заболевание. В 5-й главе «Су Вэнь» сказано: «Когда превалирует ИНЬ, болеет ЯН, когда преобладает ЯН, начинает страдать ИНЬ».
Взаимозависимость ИНЬ и ЯН проявляется в тесной связи обоих начал. Ничто не может существовать изолиро­ванно от другого — без ИНЬ не может быть ЯН, также, как и без ЯН не может быть ИНЬ; без поднятия вверх (ЯН) нельзя опуститься вниз (ИНЬ). В 5-й главе «Су Вэнь» сказано: «ИНЬ находится внутри и охраняет ЯН, а ЯН стоит снаружи и защищает ИНЬ». Применительно к физиологии ор­ганизма, ЯН соответствует функциональной активности орга­нов и тканей, а ИНЬ — питательным веществам. Как без питания нет активности и жизнедеятельности, так и без активности невозможно потребление и переваривание пита­тельных веществ, которые в свою очередь являются ма­териальным субстратом любой физиологической активно­сти и т. д.
Внутренняя потребляюще-поддерживающая взаимо­связь отражает то, что ИНЬ и ЯН находятся не в фикси­рованном состоянии, а постоянно поддерживают друг друга. Например, функциональная активность (ЯН) требует потреб­ления некоторого количества питательных веществ (ИНЬ) — т. е. «потребление ИНЬ приводит к росту ЯН», а с другой стороны, переработка питательных веществ (ИНЬ) требует определенных физиологических затрат от соответствующих органов (ЯН) — т. е. «потребление ЯН приводит к росту ИНЬ». Если эти взаимосвязи не укладываются в нормальные физиологические рамки, то нарушается баланс ИНЬ-ЯН и возникает болезнь.
Внутренняя трансформирующая взаимосвязь проявляет­ся в том, что при определенных состояниях ЯН может переходить в ИНЬ, и наоборот. В 5-й главе «Су Вэнь» сказано» «Сильный ЯН будет обязательно образовывать ИНЬ, а сильный ИНЬ всегда приводит к образованию ЯН... Сильный холод порождает жару, а сильный жар порождает холод». Примером такой трансформации являются острые лихорадочные заболевания. Так, сильный жар (ЯН) истощает защитные силы организма, и после высокой температуры могут появиться признаки сильного внутреннего холода, такие как внезапное падение температуры, бледность, похолодание конечностей (ИНЬ). Если своевременно приме­нить надлежащее лечение, то энергия ЯН будет сохранена и состояние больного станет постепенно улучшаться, конеч­ности потеплеют, нормализуется температура. Первое являет­ся трансформацией ЯН в ИНЬ, а второе — ИНЬ в ЯН.
Бесконечная делимость ИНЬ и ЯН проявляется в том, что любое проявление внешней среды может быть бесконечно разделено на два начала — ИНЬ и ЯН. В общем, жизненная энергия (ЧИ) может присутствовать в большем или меньшем количестве, поэтому есть три степени ЯН и три степени ИНЬ: большой ЯН (ТАЙ-ЯН), малый ЯН (ШАО- ЯН) и средний ЯН (ЯН-МИН), а также большой ИНЬ (ТАЙ-ИНЬ), малый ИНЬ (ШАО-ИНЬ) и снизившийся ИНЬ (ЦЗЮЕ-ИНЬ). Этот признак используют для класси­фикации каналов и в диагностике лихорадочных заболева­ний.

ИНЬ-ЯН и структура организма. Все органы и ткани человека связаны в единое целое и могут быть разделены на два аспекта — ИНЬ и ЯН. По анатомической локализации частей тела: верх — ЯН, низ — ИНЬ; наружная сторона — ЯН, внутренняя — ИНЬ; правая сторона — ИНЬ, левая — ЯН; спина — ЯН, грудь и живот — ИНЬ. По функциональ­ной активности «плотные органы» ЦЗАН относятся к ИНЬ, а «полые» органы ФУ относятся к ЯН. Кроме того, в каждом органе одновременно существует два состояния — ЯН и ИНЬ. Например, есть сердце-ЯН и сердце-ИНЬ, почки-ЯН и почки-ИНЬ. В системе каналов тела суще­ствует классификация на каналы группы ИНЬ и каналы группы ЯН.
ИНЬ-ЯН и функции организма. Функциональная активность, как упоминалось выше, относится к ЯН, а питательные вещества — к ИНЬ. Они не могут существовать друг без друга, питают и поддерживают друг друга.
ИНЬ-ЯН и патологические изменения в организме. Возникновение заболевания является результатом потери относительного равновесия ИНЬ-ЯН, их избытком или не­достаточностью. Есть два типа патогенных факторов — ИНЬ и ЯН, а защитная энергия ВЭЙ ЧИ включает в себя жидкость ИНЬ ЧИ и энергию ЯН ЧИ. При внедрении патогенного фактора типа ИНЬ происходит преобладание ИНЬ и повреждение ЯН, что проявляется синдромами «холода типа избытка» (абсолютный избыток ИНЬ и недостаток ЯН). При действии патогенного фактора типа ЯН происходит превалирование ЯН и повреждение ИНЬ, что проявляется синдромами «жара типа избытка» (абсолют­ный избыток ЯН и недостаток ИНЬ). При каком-либо истощении ЯН происходит относительное преобладание ИНЬ, что проявляется синдромами холода типа недостатка, а при истощении или повреждении ИНЬ происходит относительное преобладание ЯН, что ведет к синдромам жара типа недостатка (рис. 2). Кроме того, встречаются одновременно дефицит и ИНЬ и ЯН, что называется «взаимным опустошением ИНЬ и ЯН». Например, при длительном голоде происходит ослабление селезенки (ЯН) и дефицит кро­ви (ИНЬ) — т. е. «ослабление ЧИ вследствие недостаточного влияния ЯН на ИНЬ», когда селезенка не может питать кровь. При массивной кровопотере дефицит крови (ИНЬ) проявляется похолоданием конечностей, липким потом, т. е. симптомами дефицита ЯН — это называется «дефицит ИНЬ и ЯН вследствие недостаточного влияния ИНЬ на ЯН».

Рис. 2. Баланс инь-ян и формы его нарушений.

1. Состояние гармонии ИНЬ-ЯН. 2. Абсолютное преобладание ИНЬ-синдром холода типа избытка. 3. Абсолютное преобладание ЯН — синдром жара типа избытка. 4. Относительное преобладание Инь — синдром холода типа недостатка. 5. Относительное преобладание Ян —синдром жара типа недостатка. 6. ЯН. 7. ИНЬ

ИНЬ-ЯН как метод диагностики. Так как главной причиной заболевания является дисбаланс между ИНЬ и ЯН, то какими бы сложными и запутанными не были клинические проявления заболевания, они подчиняются принципу ИНЬ- ЯН, который является основой для последующего дифферен­циального диагноза и лечения. В 5-й главе «Лин Шу» сказано: «Сущность применения иглоукалывания состоит в восстанов­лении баланса между ИНЬ и ЯН».

Исходя из этого, видно, что теория ИНЬ-ЯН применима не только в теоретической медицине и философии, но и широко применяется при анализе патологических состояний, в диагностике и лечении заболеваний. Она отражает единство организма и теснейшие взаимосвязи его функциональных и органических структур, что находит отражение в разви­вающемся в последние годы системно-структурном подходе в теоретической и практической медицине, основы которого были заложены академиком П. К. Анохиным.

Руководство по лечению иглоукалыванием COVID-19 (вторая редакция) (0)
Иглоукалывание или препараты для простатита (0)
Категория: ОСНОВЫ ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ ТЕРАПИИ | Добавил: admin (31.10.2014)
Просмотров: 3497 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]