Система «восьми чудесных сосудов» (БА-ЦЗИ-МАЙ) устроена несколько иначе, чем система ШИ-ЭР-ЦЗИН- СЮЕ: в ней нет постоянной циркуляции энергии, а она притекает и оттекает из них периодически; эти сосуды (за исключением передне- и заднесрединного) не имеют своих собственных точек, а проходят по точкам 12 главных каналов тела. В связи с наличием своих точек, переднесрединный (ЖЭНЬ-МАЙ) и заднесрединный (ДУ-МАЙ) каналы включены вместе с 12 главными каналами в более емкую функциональную систему — систему четырнадцати каналов тела (ШИ-СЫ-ЦЗИН-СЮЕ). Однако в суточный ритм циркуляции энергии эти два канала не входят. Следует заметить, что в самом названии «чудесные сосуды» нет ничего «чудесного» и «волшебного». Иероглиф «ЦЗИ» имеет переводы как «необычный», «необыкновенный», «неожиданный». Таким образом, название «БА- ЦЗИ-МАЙ» можно перевести как «восемь необычных сосудов» или «восемь сосудов, появляющихся неожиданно /при определенных патологических состояниях». Однако термин «чудесные сосуды» широко используется в отечественной литературе, поэтому автор счел целесообразным не вносить путаницу и разночтения по сравнению с другими литературными источниками. Основное значение чудесных сосудов состоит в регуляции содержания и движения энергии по каналам тела в ансамбле этих каналов; сохранение и элиминация энергии, регуляция ее потока; воздействие на «шлюзовые точки» этих сосудов способствует восстановлению энергетического равновесия в системе непрерывной циркуляции ЧИ. Таким образом, чудесные сосуды вбирают в себя избыток энергии при переполнении ею соответствующих каналов и отдают энергию каналам при ее опустошении в них. Они не являются постоянно существующими, а появляются или открываются только при нарушении циркуляции ЧИ в каком-то регионе прохождения каналов, играя таким образом роль «шлюзов». Восемь чудесных сосудов разделяются на две большие группы — ЯН и ИНЬ и четыре пары (табл. 5). В каждом чудесном сосуде имеются по две «шлюзовые точки» — точка-ключ, открывающая данный канал, и связывающая точка, которая связывает его со спаренным каналом; в каждой паре каналов имеется также противоболевая точка. Кроме того, все чудесные сосуды сливаются воедино у внутреннего угла глаза в точке цин-мин V.I.
Канал ДУ-МАЙ (заднесре-динный канал) начинается в об¬ласти промежности в точке чан-цян, расположенной на середи¬не расстояния между копчиком и анусом, затем по задней срединной линии поднимается вдоль позвоночника, проходит по шее и из точки фэн-фу Т.16 отдает ветвь в головной мозг. Далее канал поднимается по средней линии головы до лба, спускается через кончик носа, огибает верхнюю губу и закан¬чивается у корней зубов верх-ней челюсти ЯН-ЦЗЯО-МАЙ (наружный пяточный канал) начинается от точки шэнь-май V.62, расположенной под латеральной лодыжкой стопы, поднимается по заднему краю малоберцовой кости и по латеральной стороне бедра, переходя затем на задне-боковую поверхность грудной клетки. Пересекая заднюю подмышечную складку, он огибает плечо и поднимается по шее, огибает рот и, следуя по бокам носа, подходит к медиальному углу глаза к точке цин-мин V.I. После этого он поднимается через лоб, огибает ухо и достигает точки фэн-чи VB.20. Далее канал в задней области затылка входит в мозг Основная функция канала: «ускоритель ЯН». Н-ВЭЙ-МАЙ (наружный подивающий канал) начинается атеральной лодыжкой в точке V.63, поднимается на альную сторону лодыжки, шатаясь перед каналом желч- пузыря. Затем канал под- гтся по наружной стороне i до тазобедренного сустава I задней стороне поясницы [тает подреберья, проходит [ подмышечной ямки по зад- :тороне плеча и выходит на откуда направляется к об- [ лба. Из области лба канал шлется кзади до задней об- I шеи, где встречается с зад- данным каналом (рис. 19). анал проходит через следу- ; точки: цзинь-мэнь V.63, Ляо VB.35, нао-шу IG.10, ляо TR.15, цзянь-цзин VB.21, эй Е.8, бэнь-шэнь VB.13, ш VB.14, тоу-лин-ци VB.15, ган VB.16, чжэн-ин VB.17, мнь VB.18, нао-кун VB.19, чи VB.20, фэн-фу Т.16, ш Т.15. ДАЙ-МАЙ (опоясывающий канал) начинается от 4 поясничного позвонка, а затем идет параллельно подреберьям, спускаясь к животу, огибая все тело поперек, как пояс (рис. 20). ЖЭНЬ-МАЙ (переднесредин- иый канал) начинается в области промежности в точке хуэй-инь J.1, расположенной между анусом и наружными половыми органами, спереди огибает лобок и проходит по средней линии живота и груди на шею. Затем через подбородок он выходит на лицо и, огибая рот, проходит на щеки, заканчиваясь у нижнего края орбиты глаза в точках чэн-ци Е.1 (рис. 21). ИНЬ-ЦЗЯО-МАЙ (внутренний пяточный канал) начинается от точки чжао-хай R.6, расположенной ниже медиальной лодыжки, поднимается по заднему краю голени и бедра до паховой области. Далее идет по животу и грудной клетке к надключичной ямке. Затем канал поднимается на шею, проходит через точку жэнь-ин Е.9 и через медиальную часть скуловой кости подходит к внутреннему углу глаза, где встречается с каналом мочевого пузыря и каналом ЯН- ЦЗЯО-МАЙ в точке цин-мин V.I. После этого канал входит в мозг ИНЬ-ВЭЙ-МАЙ (внутренний поддерживающий канал) начинается из анастомозирующей всю систему ИНЬ-МАЙ (чудесные сосуды группы ИНЬ) точки чжу-бинь R.9, поднимается по медиальному краю голени и бедра к низу живота, где соединяется с каналом селезенки. Далее он поднимается до нижней части грудной клетки и оттуда вверх к горлу, где у корня языка сливается с переднесрединным каналом. ЧУН-МАЙ (поднимающийся канал) начинается в области малого таза (от матки), опускается в промежность и затем поднимается внутри туловища перед позвоночником. Поверхностная ветвь выходит через точку хуэй-инь J.1, щ огибая наружные половые органы, подходит к точке ци-чун Е.ЗО, следуя далее по ходу канала почек. Канал поднимается по животу на грудь, где разветвляется. В месте перехода горла в гортань канал снова собирается и поднимается вверх, огибая губы, до соприкосновения с заднесрединным каналом под верхней губой.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 13467 | |
Всего комментариев: 0 | |